Анализ работы Девятовской медиатеки за 2009-2010 уч.год
1.Контрольные показатели показатели
читатели - 67
посещения - 1695
книговыдача - 2679
Справки – 455
читатели - 67
посещения - 1695
книговыдача - 2679
Справки – 455
Отказы – 251
К/Выставки – 10
Мероприятия – 17
Посещение м \м – 320
Незначительное уменьшение читателей произошло из-за сокращения числа обучающихся в школе. Отсюда и изменения по другим показателям.
2.Выполнение задач
На это учебный год были поставлены следующие задачи:
1. Совершенствование деятельности по использованию библиотечных информационных технологий: -оказание методической консультативной помощи при нахождении информации из разных носителей, оказание услуг пользователям; - пополнение базы данных электронного каталога фонда библиотеки;
2. Глубже и содержательней пропагандировать материал на актуальные темы года:
-воспитание культуры чтения (международное десятилетие всеобщей грамотности)
-патриотическое воспитание – 65 лет Победы в ВОВ
- 2009 – год молодежи и 2010 – год Учителя
3. Реализация проекта «Моя электронная книга»
Пятый год наша школьная библиотека функционирует как медиатека. И поэтому одна из важнейших задач – учить, помогать читателям пользоваться разнообразной информацией, для этого проводились консультации для читателей «Как создать реферат?», «Мультимедийная презентация», «Возможности Интернета», «Электронный каталог», ведется кружок «В мире компьютера». В течение года осуществлялось информирование преподавателей о новых изданиях, материалах журнала «Вестник образования». Для данной категории пользователей также проведен обзор фонда «Юбилейные даты 2010 года». 12 февраля прошел День информации «Инновационные формы воспитательной работы», подготовленный совместно с заместителем директора по воспитательной работе Зябревой Л.М. Где были представлены не только материалы из книг и журналов, но и интересные идеи с сайтов «Завуч.ру», «Педсовет», издательский дом «1 Сентября». Совместно с руководителем ШМО классных руководителей Невоструевой С.С. провели консультацию для классных руководителей «Образование без границ» по виртуальной выставке инновационных технологий Министерства науки и образования УР.
На базе библиотеки работала творческая группа, которая выпускала школьную газету «ШАНС», а также создавался сайт школы, где выделена рубрика – школьная библиотека. Оказывается помощь начинающим пользователям ПК и Интернета. Практически все мероприятия библиотечные и школьные проходят с использованием воможностей медиатеки (помощь в разработке презентаций, подбор материала в Интернете, использование оргтехники, изготовление видеофильмов и т.д.) Пропаганда литературы.
В рамках работы по экологическому воспитанию, была подготовлена КВ «Причуды природы», которая условно делится на рубрики «В мире животных», «Зеленые спутники», «Прогулки по небу», «Планета загадок» ( коэффициент эффективности равен 5,7) которая вызвала огромный интерес у читателей. Популярны среди ребят познавательные программы. Например, провели программу «Удивительный мир насекомых», с использованием энциклопедий, журналов «Вокруг света», мультфильма «Крошечные существа», познавательная программу «Живая география» - о галактике, возникновении планета земля, о первых космонавтах, где ребята наглядно увидели запуск первой ракеты, действующий макет солнечной системы и другие интересные видеоматериалы. Еще пример - детей и взрослых собрала библиотека 9 сентября на «Яблочный вечерок» познавательно-развлекательную программу. На праздничном вечерке мы говорили о яблоках, истории и легендах, праздниках, связанных с этим фруктом. Проводили множество игр, например, «Конкурс комплиментов», делали поделки и проводили «Яблочною сказочною викторину», вспоминали разные пословицы о яблоках. И, в конце провели дискотеку и чаепитие с пирогами из яблок.
Краеведение – было одним из основных направлений деятельности библиотеки . Библиотекой была подготовлена КВ «Хороша ты, сторона родная», для ребят прошли библиотечные часы «Символы района», «Известные люди района», «Путешествие по родному краю», познавательная программа «Моя малая родина» с использованием электронных презентаций. С активом разработана презентация «Путеводитель по д.Девятово «Краеведческий вестник», где собраны материалы о климате, почвах, истории, общественных объединениях и др.информация. А также оказана информационная помощь старшеклассникам при районной викторине по истории района. Совместно с СДК и общественностью (Совет ветеранов, молодежной организацией «Молодая гвардия») подготовлен праздник - День Деревни. В рамках подготовки к данному празднику библиотекой выпущен буклет «Живи, деревня!», стенд «Путеводитель по библиотеке» и о активном читателе, и местном поэте, жительнице д.Девятово Русиновой Т.П. (собраны стихи о родном крае). Выпущен видеофильм о деревне, празднике. Данная работа идет в рамках проекта, осуществляемого нашей библиотекой - «Моя электронная книга», цель которого - продвижение краеведческой книги и чтения в молодежной среде. (отчет оформлен в презентацию)
Традиционно в начале апреля прошла «Неделя детской книги» в нашей школе. В этом году мы своим маленьким читателям предложили прожить эту неделю по особому календарю: Понедельник – День безобразно хорошего настроения. В этот день мы пригласили ребят начальной школы на познавательную программу «В гостях у сказки». В интересной игровой форме побеседовали о русских народных сказках, вспомнили какие виды сказок существует, поговорили о главных героях. Затем провели викторину по мотивам народных сказок (испол. Презентацию), а послушали сказку «Баба-яга и ягоды» и посмотрели мультфильм. Вторник – день считания ворон. В этот день прошел обзор книжных выставок «Малышкина школа» и «Детские классики». Среда – день 50 % вероятности встречи с динозавром. В этот день мы пригласили наших читателей на конференцию «Хочу все знать», которая была приготовлена силами Актива библиотеки. Ребята, в рамках кружка «В мире компьютера» выполнили мини-исследования и оформили в презентации свои работы. На данной конференции прошла защита презентаций. Костенкова М представляла работу по теме «Все о динозаврах», Мерзлякова М. «Слово о земляках-ветеранах», Суханова К. «Я взяла щенка на воспитание», Кузмицкая Л. «Все, что необходимо знать о человеке» и др. Четверг – день кап-кап капели. В этот день мы пригласили самых маленьких читателей – дошкольников на познавательную программу «Маршак – мастер детской книги». Познакомились с биографией детского писателя (в виде презентации), послушали аудиокнигу «Вот какой рассеянный», Отгадали кроссворд по данному произведению и в заключении посмотрели мультфильм по мотивам переведенных Маршаком анг.песенок (Веселая карусель). Пятница – день апельсиновых котов. В этот день пригласили старшеклассников на обзор «Образ учителя в литературе». Тема выбрана неспроста, она продолжает цикл мероприятий, посвященных году учителя. Ребятам было предложена презентация о наших учителях, итоги анкетирования, которые представили корреспонденты школьной газеты «ШАНС» (выпускается на базе библиотеки). В основной части использовалась адаптированная разработка обзора «Образ учителя в литературе» (исп.материалы сайта Педсовет.ру).
Прошли мероприятия с использованием книг «Заветная мечта»: Первым делом, конечно, дали информацию о литературной премии «Заветная мечта» и книгах-победителях, оформив книжную выставку «Советую прочитать другу» и выпустив буклеты «Книги серии «Заветная мечта» для родителей и ребят. А также познакомили с книгами педагогов нашей школы, т.к. они часто также рекомендуют детям, что прочитать в летние каникулы. Обзор прошел с использованием электронной презентации «Книги заветной мечты: писатели XXI века». Для ребят прошло познавательная программа «Восхититься и призадуматься», где и прошло более подробное знакомство с книгами. Вначале была предложено в форме презентации подробный рассказ о каждой книге, затем мы почитали отрывки из книги Б.Минаева «Детство Левы» и немного поиграли. Ребята заинтересовались. В целом книги пользуются спросом, читателям нравятся, а самые любимые (чаще спрашиваемые) – Ф.Андра «Лис Улисс» и Б.Минаев «Детство Левы».
В октябре прошла декада библиотеки в нашей школе. Предварительно были оформлен стенд «Библиотечный вестник» с информацией о начале декады, о деятельности нашей библиотеки – исторические данные, лучшие читатели, какие кружки работают, проекты, награды и др. Декада началась общим мероприятием – познавательной программой «Из кожи, глины и бумаги». В рамках декады прошли библиотечные часы: «Восьмое чудо света», «Я познаю мир» для ребят 2-5 классов. Для родителей разработан буклет «Как воспитать увлеченного читателя» и предложен на Родительском собрании. Для подростков подготовлена выставка и обзор «Поклонникам «Сумеречной саги», которая имела огромный спрос среди старшеклассников. Силами ребят кружка «В мире компьютера» выпущен буклет «Библиотека - вечный спутник школы» и подарен библиотеке.
В рамках 65-летия Победы библиотекой был разработан проект «Военный календарь России», охватывающий самые значимые даты ВОВ, в рамках которого проведены следующие мероприятия: КВ «Знаменательные даты 2010 года», где выделен раздел – 65 лет Победе, обзор по творчеству Муссы Джалиля (65 лет со дня трагической гибели), информационные часы «День памяти Холокоста» (январь), «Я помню! Я горжусь!», «Правда о фашизме» с использованием видеофильма с одноименным названием, созданным специально для мероприятия , «Подвиг юных антифашистов». Оформлен стенд «Дни воинской славы России» и проведен для школьников обзор по нему. В настоящий момент идет подготовка совместно со школой к мероприятию «Женщины России на страже Родины», сбор материала, создание презентации , посвященной нашей землячке – Т.Барамзиной. Кроме того, приняли участие в конкурсе «Прикоснись сердцем к подвигу» в номинациях: иллюстрация к книге о войне – Вастаев В. предоставил рисунок по книге Богомолова «Иван», Костенкова М. провела мини-исследование и записала рассказ о ветеране, большую работу проделала Мерзлякова Марина совместно с библиотекарем собрали материал о ветеранах, участниках ВОВ (к, сожалению, никого уже в живых нет) и оформили в презентацию «Слово о земляках-ветеранах»
4 января для ребят прошла познавательная программа «Светлое рождество», где познакомились с народными традициями. Совместно с Активом библиотеки провели конкурсно - развлекательную программу «Мамина дочка». Жаль, пришло мало мам. Большую популярность имела КВ «Малышкина школа» для детей дошкольного возраста и их родителей. Еженедельно проводятся занятия кружка «В мире компьютера» Вывод: Библиотека много внимания и времени уделяет пропаганде литературы посредством массовой работы. Стараемся, чтобы во всех м/м осуществлялась главная цель нашей работы – продвижение книги и чтения. Естественно, что без помощи Актива такой объём работы сделать одному библиотекарю не под силу, массовая работа была бы скуднее и менее разнообразная.
. Реклама библиотечных услуг. Связь с общественностью.
1. На базе библиотеки работает пресс-центр школьной газеты «ШАНС» (набор и распечатка текста) и поэтому, в каждый номер газеты предоставляется информация о библиотечной деятельности. Газета распространяется на территории МО «Девятовское». Для газеты «Красное прикамье» была написана статья «Хороша ты, сторона родная» (о краеведческой работе библиотеки), но не опубликована. Зато вышла другая статья на страницах этой газеты «И много-много любви…» (КП №179 от 13 августа): в рамках благотворительной акции, посвященной 90-летия газеты, редакция подарила нашей библиотеке книги. В феврале исполнилось 90 лет нашей библиотеке, и мы для своих читателей разработали закладку «Нам – 90!», буклет «Помнишь, как все начиналось?», которые были подарены читателям. А также на Сельском сходе и творческом отчете школы прозвучал отчет о деятельности филиала и показан видеоролик о библиотеке.
Справочно-библиографическое обслуживание.
Общее количество справок – 455 Отказы – 251 ( в основном – отсутствие конкретной книги)
Наиболее часто за справками обращаются школьники старших классов. Наиболее спрашиваемые темы – краеведение, география, история, Но бывают запросы, которые мы не можем выполнить, например, «Народная одежда удмуртов центральных районов» или «Сказки удмуртского района» (даже в интернете нет достаточной информации, только ссылки на конкретные книги, которые можно заказать) (обращение в районную библиотеку)
Работа по библиотечно-библиографическому обучению читателей. Групповых – 2 (для учителей и для детей ) Индивидуальных – 6 ( при подготовке к олимпиаде по ББЗ, 5 место в районе) Практические занятия – 2 Экскурсии – 2 Уроки ББЗ – 6 Рекомендательные списки – 2 В течение года было составлено 2 рекомендательных списка: « Правовые основы нашей жизни» (поступление в библиотеку нормативных сборников) и «сказка в век компьютера» для учащихся. Проводились уроки ББЗ, где с детьми 7-9 классов учились практически работать с каталогами АК и СК. Проводились рекомендательные беседы у стеллажей о подборе книг для чтения, обзоры «Что читали наши мамы» и «От Я до МЫ» где читателям были предложены книги по этике и психологии семьи. Для детей д/сада и первоклассников проводились экскурсии «Книжные просторы» Для учащихся 8 класса была проведена библиографическая викторина «Книжное ассорти»
Цель: закрепить умения пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; учить самостоятельно выбирать книги; помочь освоиться в библиотеке, развивать интерес к библиотечному делу. В игровой форме ребята выполняли различные задания: работа с каталогами, библиотечными терминами и др. в целом школьники с заданием справились все. Вывод: работа по библиографическому обучению, преимущественно ведется с детьми, и, как мне кажется, на достаточном уровне.
Цель: закрепить умения пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; учить самостоятельно выбирать книги; помочь освоиться в библиотеке, развивать интерес к библиотечному делу. В игровой форме ребята выполняли различные задания: работа с каталогами, библиотечными терминами и др. в целом школьники с заданием справились все. Вывод: работа по библиографическому обучению, преимущественно ведется с детьми, и, как мне кажется, на достаточном уровне.
Работа с фондом
Принимались меры по сохранности фонда – своевременно проводилась реставрация поврежденных изданий. При выдаче и приеме книг проверялось состояние изданий. Для поддержки чистоты стеллажей проводились санитарные дни, когда ежемесячно проводилась и проверка расстановки книг, отбирались книги для списания. Были обновлены полочные разделители и частично указатели. Было проведено изучение фонда социологическим методом, используя приемы просмотра читательских формуляров и анкетных опросов, изучалось использование фонда классической литературы. В итоге было просмотрено 25 формуляров и опрошено 15 респондентов. В итоге были получены такие результаты: наиболее активными пользователями фонда классической литературы являются дети школьного возраста, студенты, преподаватели, а вот со стороны взрослого населения интереса почти нет. Фонд классической литературы используется на 80 %, те произведения, что не изучаются в рамках учебной программы – не востребованы. Но и списывать их нельзя, т.к. программа школьная постоянно меняется. Провели изучение спроса на молодежные издания «Диффенцированный маркетинг комплектования периодическими изданиями для молодежи»: В целом, читатели отмечают, что в библиотеке есть все условия для просмотра прессы, хотя юные читатели хотят, чтобы для их возраста выписывалось бы побольше журналов. Из опроса можно сделать вывод, что нашу молодежь и подростков интересует мир моды, новости шоу – бизнеса, проблемы их возраста и способы преодоления их, информация о профессиях, об известных людях России и др. Самыми популярными изданиями для молодежи являются: «Максим», «Голос юности», «Добрые советы» приложение к журналу «Лиза», «Игромания», «Вокруг света» «ШАНС» - газета школы (выпускалась на базе библиотеки), «Журнал звезд», «Чудеса и приключения» Из них 4 выписывается в библиотеку (подчеркнутые) – сверхактивные журналы среди молодежи (читаемые). Принимались меры по сохранности фонда: в помощь для ремонта книг и работе с должниками привлекались ребята школьники. Кроме мелкого и переплетного ремонта книг в разделе по сохранности фонда следует отметить и работу с должниками: через устное и письменное напоминание. Но следует отметить, что не сработала на списание устаревшей литературы, в следующем году необходимо вычистить фонд, особенно учебников.
Заключение:
Задачи, поставленные на год выполнены, я считаю, не полностью, но в большей степени.
На следующий учебный год поставлены задачи:
1. Совершенствование деятельности по использованию библиотечных информационных технологий:
-Оказание методической консультативной помощи при нахождении информации из различных носителей
- Пополнение базы данных электронного каталога (MARK-SQL)
2. Глубже и содержательней пропагандировать материал на актуальные темы года:
-воспитание культуры чтения (международное десятилетие всеобщей грамотности)
-гражданско – патриотическое воспитание
-2011 год – год космонавтики
3. Продолжить работу по оформлению портфолио библиотеки
4. Разработка программной деятельности библиотеки